В понедельник будет решаться судьба рынка обучения вождению автомобилей. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) будет рассмотрено антимонопольное дело к ГИБДД, издавшей требования по автошколам. Если требования ГИБДД останутся без изменений, большинство автошкол могут закрыться, а цена на обучение может подскочить в несколько раз.
Антимонопольная служба возбудила дело после повальных жалоб автошкол.
-
Документ ГАИ, который вступил в силу с 1 июля этого года, практически
отбирает лицензии у автошкол, что ведет к ограничению конкуренции на
рынке по предоставлению образовательных услуг по подготовке и
переподготовке водителей транспортных средств, - сказал "Известиям"
представитель ФАС Сергей Носкович. - Дело будет рассмотрено 7 декабря.
Требования
ГАИ к автошколам вызвали шок на рынке обучения вождения. В соответствии
с документом, каждая автошкола обязана иметь аппаратно-программный
комплекс по определению стрессоустойчивости, темперамента, глазомера,
памяти и психомоторики начинающего водителя. До этого в автошколу
приходил врач, который за 700 рублей выписывал нужную справку. Новые
правила обязывают все учебные машины оборудовать системой
видеофиксации. Эта система должна четко отслеживать ошибки водителя, а
также пресекать попытку дачи взятки экзаменатору. Ездить кандидаты в
водители должны на специально оборудованном автодроме с перекрестком, светофорами, знаками и даже с железнодорожным переездом, то есть в городе в миниатюре. ГИБДД
предписала, что с ноября 2011 года первую часть экзамена кандидаты в
водители будут сдавать исключительно на таких площадках. Тем
автошколам, которые не выполнят эти предписания, лицензии не продлятся.
После этого в регионах начали закрываться автошколы. К примеру, в
Санкт-Петербурге закрылось 45 школ.
-
Выполнить требования ГИБДД мы не в состоянии, - рассказывает
"Известиям" гендиректор одной из крупнейших московских автошкол
"Центральной автошколы" Сергей Лобарев. - Предписано при каждой
автошколе иметь автодром площадью в гектар. У нас 230 школ. Неужели вы
думаете, что в Москве, где каждый метр на счету, московское
правительство выделит нам 230 гектаров земли для автодромов? Да таких
свободных площадей в Москве просто нет. Да если бы и были, оборудование
самого маленького автодрома на восемь машин стоит $1 млн. Можно
оборудовать и за 350 тыс., если использовать услуги ижевских
производителей, но ГИБДД приписывает только корейских, которые втрое
дороже. Следовательно, нам нужно $230 млн. Мы выпускаем в год 100 тыс.
водителей. Плата за обучение - 15 тыс. рублей. Посчитайте, реально ли
на такие деньги построить 230 автодромов. Но это еще не все.
Оборудовать один автомобиль системой видеонаблюдений стоит 70-110 тыс.
рублей. Аппаратно-программный комплекс по определению
стрессоустойчивости - 190 тыс. рублей. Ни мы, ни какая другая автошкола
без спонсоров это не потянем. У нас только один выход - закрыться, как
только окончится лицензия. А те школы, которые все-таки останутся,
будут вынуждены поднять плату до 150-200 тысяч рублей. А записываться в
такие школы нужно будет за год, потому что их останется мало.
Показательно, что даже Генпрокуратура направила в МВД предписание отменить новую методику, на том основании, что она не была утверждена Минюстом.
Впрочем,
даже если новый порядок будет отменен, он может снова появиться, хотя и
в менее жестком виде. Мало кто будет отрицать, что та система, которая
выстроена сейчас на рынке обучения вождения автомобилем, давно
нуждается в реорганизации. Многие автошколы вместо обучения вождению
занимаются выкачиванием денег из слушателей - и за обучение, и даже за
"льготный" режим сдачи экзамена.
-
Даже когда отучишься в автошколе и сдашь все экзамены, все равно с
учеников собирают по пять тысяч рублей, чтобы сдать экзамены в ГИБДД
без проблем, - рассказывает "Известиям" бывший водитель "Центральной
автошколы" Владимир Кондратьев. - Потом при сдаче вождения сдающий еще должен проплатить инспектору от 5 до 10 тыс. рублей, чтобы тот не заметил ошибок.
Словом,
обучение в автошколе обходится в 15-20 тыс. рублей. Плюс разные сборы -
10-15 тыс. рублей. Не секрет, что за такую цену права можно просто
купить (причем через тех же инструкторов автошкол).